Настроение родителей и детей

Настроение родителей и детейУважаемые родители вас интересует вопрос, чувствуют ли дети ваше настроение. Когда вы на них сердитесь, когда - нет? Настроение - интересное психологическое явление. Непонятно, почему, как и когда оно возникает, как исчезает, но держится обычно долго, может быть, день, может быть, несколько дней. У каждого человека индивидуально. Если гнев, ярость, восторг обычно имеют определенную причину и потому понятны, то настроение - это просто эмоциональный фон, который возникает неосознанно, но тем не менее многое определяет в нашей жизни. Создавать настроение - особое искусство. Испортить же его может почти любой.

Признаки хорошего настроения - “легкое дыхание”, удачливость, раскованность, желание браться за новые дела, вера в успех, склонность видеть в людях расположенность к себе. Плохое настроение обычно сопровождается нездоровой напряженностью, ожиданием неудач (“Так я и знал!”, осторожностью в отношении к другим людям, раздраженностью, плохим самочувствием. Даже то, что раньше не вызывало никаких трудностей, может не получаться, что было предметом гордости - вызывать разочарование.

Настроение передается неосознанно, через эмоциональное “заражение”. Настроение привносится и переносится - огорчения на работе трансформируются в раздражительность дома, и наоборот. Конфликты между взрослыми тоже выражаются в недовольстве собой и всеми на свете, в том числе и ребенком. Некоторые люди обладают особой способностью воспринимать эмоциональное состояние (их называют особо сензитивными, т.е. чувствительными), а другие, напротив, могут легче остальных задать эмоциональный тон общения, исправить создавшееся положение или, напротив, сгустить тучи (их называют эмоциональными лидерами).

Наиболее чувствительными в семье обычно являются дети как естественные существа, нерефлексирующие, в большей мере, чем взрослые, принадлежащие к миру природы. Они еще не затронуты грехом рационализации и потому не выстраивают цепочек умозаключений - что происходит, почему и каковы возможные последствия - но тяжелое настроение в семье ощущают сразу. Они реагируют на то, что взрослые иногда пропускают или не контролируют в повседневном поведении - жесты, интонации, выражение лица.

Настроение иррационально, к нему не придерешься, но интонации всегда выдают, какое оно. Попробуйте сказать банальную фразу “Мой милый мальчик” несколько раз - вы легко убедитесь, что в зависимости от логического ударения это можно сделать с сентиментальной любовью, иронией, сарказмом, угрозой. Все это “ловится” и отмечается детьми, хотя, конечно же, тоже вполне иррационально. Вы, наверно, вполне можете себе представить, что и ребенок может довести взрослого до белого каления различными способами, при этом говоря “А я ничего такого не делал!”. Трудно сказать, что явилось пусковым механизмом такого поведения, потому что все, что происходит в семье, - результат взаимодействия.

Эмоциональным лидером в семье обычно является мать (впрочем, к некоторых семьях это бабушка или сестра, реже бывает, что мужчины определяют настроение в семье). Связь матери и ребенка устанавливается задолго до его рождения через физиологические механизмы, телесно, природно. Тембр голоса матери, интонации, ее внутреннее состояние - все это для ребенка является раздражителями особой значимости.

Невозможно быть жизнерадостным всегда. Но можно вывести свое настроение на уровень осознания, и тем самым улучшить микроклимат в семье. Работа с настроением включает два направления - с самим собой и с другими.

  1. Если вы стали отмечать, что плохое настроение бывает у вас чаще прежнего, постарайтесь несколько раз в день задать себе вопрос: “Что я чувствую?”. Найдите как можно больше точных слов для ответа - усталость, раздраженность, злость, разочарование. Задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда что-то внутри вас мешает вам жить. Попробуйте установить причину того, что происходит. Когда, в какой момент ваше ровное настроение сменилось плохим? Может быть, это вызвано каждый раз одним и тем же событием или встречей - например, c вашим начальником, свекровью, учениками и т. д. ? Тогда стоит готовиться к таким встречам заранее, создавая настрой психологической неуязвимости, мысленно “отгораживаясь” от происходящего и говоря себе примерно так: “То, что думает обо мне этот человек, характеризует только его и никак не относится ко мне”. Существуют и другие техники психологической защиты.
  2. Следующий вопрос, который стоит задавать себе: “Что бы я хотел(а) и мог(ла) изменить?”. Не нужно наступать постоянно на одни и те же грабли, и если вы установили причину своего плохого настроения, постарайтесь в будущем ее ослабить - сделать встречи более редкими, изменить маршрут жизненного пути.
  3. Если работа по самоанализу у вас не ладится, лучше обратиться к психологу. Но это не значит, что в собственной семье вы бессильны. Очень важно, чтобы вашу раздражительность или подавленность дети не относили к себе. Поэтому нужно для начала расширить представление детей о том, каким вообще бывает настроение. Очень многие люди имеют чрезвычайно бедные понятия о внутреннем мире других людей (например, мама добрая - мама злая). Побуждайте ребенка рассказывать о своем настроении. Пусть он сравнит его а) с погодой б) со временем года в) с цветком г) с животным д) с любым неодушевленным предметом. Спросите его, как оно изменяется, каким становится. Пусть учится различать сосредоточенность и печаль, подавленный гнев и разочарованность.
  4. Далее, старайтесь объяснять ребенку причину своего настроения, чтобы у него не возникало необоснованного чувства вины. Говорите с ним на доступном языке о том, что у вас происходит дома, на работе, что вас огорчает, какие задачи перед вами стоят. Объясните, чем он помог вам или может помочь. Пусть у ребенка формируется представление о сложности и неоднозначности мира, тогда у него не возникнет впечатление, что взрослые просто вымещают дурное настроение на нем. Бессмысленно бороться с эмоциональными состояниями или подавлять их. Нужно просто отводить им в вашей повседневной жизни надлежащее место, - тогда не они будут управлять вами, а вы ими.

01.10.2013 г.
Автор: Лихопий Е.Н.




Комментариев пока нет!


Внимание! Для того, чтобы оставлять комментарии на сайте, пожалуйста зарегистрируйтесь.

Вход в личный кабинет сайта ИграМолл
Вопросы
Ваши вопросы к детскому психологу:
01.07.2021 22:40
Вопрос:

https://vk.com/topic-174425636_47670781 Азартные игры бесплатно онлайн казино https://vk.com/topic-174606098_47826337 Играть в новейшие игровые автоматы на вир https://vk.com/topic-174425055_47845765 ...

Ответ:

27.06.2021 00:39
Вопрос:

https://vk.com/topic-174426044_47662697 Live bitcoin casino new years https://vk.com/topic-174426013_47769803 Bitcoin gambling app https://vk.com/topic-174426099_47707828 Bitcoin casino online y ganar...

Ответ:

21.06.2021 05:53
Вопрос:

https://vk.com/topic-174605952_47653525 З https://vk.com/topic-174606218_47742400 О 4pda https://vk.com/topic-174370030_47825613 И https://vk.com/topic-174606143_47765495 С 3 https://vk.com/...

Ответ:

29.05.2021 09:01
Вопрос:

http://test.norwoodchapter.ca/community/profile/ana37445254/ Androgenic steroid liver damage https://seliniotakis.gr/community/profile/ana16361305/ Steroids in tablet form side effects <a href=htt...

Ответ: